FreeBASIC в России

   

 Главная   Исходники   Русскоязычный форум   Полезные файлы   Пользователи   Поиск

 

 FB Wiki   Уроки   Скачать FreeBASIC   Проекты   Ссылки   Загрузить   Каталог ссылок

 
 

 Замечания и предложения по работе сайта оставляйте здесь.

Сейчас на сайте:

Вы вошли как: Guest   Регистрация   

Логин:     Пароль:     

Создай бесплатно WebMoney кошелёк на своём мобильном всего за 5 минут

 

Делаем dll своими руками

Хэндл окна

Графические средства языка

Точка пересечения отрезков

Окна без рамки

Физика поведения ядра

Win32 API Введение

►Урок 1 Win32 API

►Урок 2 Win32 API

►Урок 3 Win32 API

►Урок 4 Win32 API

►Урок 5 Win32 API

►Урок 6 Win32 API

►Урок 7 Win32 API

►Урок 8 Win32 API

►Урок 9 Win32 API

►Урок 10 Win32 API

►Урок 11 Win32 API

►Урок 12 Win32 API

►Урок 13 Win32 API

►Урок 14 Win32 API

►Урок 15 Win32 API

►Урок 16 Win32 API

►Урок 17 Win32 API

►Урок 18 Win32 API

►Урок 19 Win32 API

►Урок 20 Win32 API

►Урок 21 Win32 API

►Урок 22 Win32 API

►Урок 23 Win32 API

►Урок 24 Win32 API

Ассоциация файлов

Определить OS

Выводит имя компьютера

 

 

 

Win32 API. Урок 23.  Иконка в system tray.

Опытом поделился и оптимизировал под FreeBASIC:   15.01.2011

 

Реклама:

Устали жить на зарплату: как стать бухгалтером.

На этом Уроке мы узнаем, как помещать иконки в system tray и как создавать/использовать всплывающее меню.

Теория:

System tray - это прямоугольная область панели задач, в которой располагаются несколько иконок. Скорее всего, вы обнаружите там как минимум цифровые часы. Вы можете самостоятельно помещать иконки в system tray. Далее приводятся шаги, которые нужно для этого выполнить:

• Заполните структуру NOTIFYICONDATA, содержащую следующие поля:

• cbSize - размер данной структуры.
• hwnd - хэндл окна, которое будет получать уведомление, когда над иконкой в tray'e произойдёт событие мыши.
• uID - константа, используемая в качестве идентификатора иконки. Вы сами выбираете значение этой константе. В случае, если вы поместили в system tray несколько иконок, вы сможете узнать, над какой именно из них произошло событие мыши.
• uFlags - указывает, какие поля данной структуры заполнены

• NIF_ICON Поле hIcon заполнено.
• NIF_MESSAGE Поле uCallbackMessage заполнено.
• NIF_TIP Поле szTip заполнено.

• uCallbackMessage - пользовательское сообщение, которое Windows отошлёт указанному в поле hwnd окну, в случае, когда над иконкой произойдёт событие мыши. Сообщение вы создаете сами.
• hIcon - хэндл иконки, которую вы хотите поместить в system tray.
• szTip - 64-байтовый массив, содержащий строку для использования в качестве всплывающей подсказки к иконке.

• Вызовите Shell_NotifyIcon.inc. Данная функция имеет следующий синтаксис:
function Shell_NotifyIcon _
(byval dwMessage as DWORD, _
byval pnid as PNOTIFYICONDATA) as BOOL

• dwMessage - это тип сообщения, которое нужно отправить оболочке.

• NIM_ADD Добавляет иконку в system tray.
• NIM_DELETE Удаляет иконку из system tray.
• NIM_MODIFY Изменяет иконку в system tray.

• pnid - это указатель на коректно заполненную структуру NOTIFYICONDATA.

• Если вы хотите добавить иконку в system tray, используйте сообщение NIM_ADD, если хотите удалить иконку, применяйте NIM_DELETE.

Вот, собственно, и всё. Но чаще всего просто поместить иконку в system tray недостаточно. Вам нужно как-то реагировать на события мыши, происходящие над этой иконкой. Это можно сделать, обрабатывая сообщение, указанное в поле uCallbackMessage структуры NOTIFYICONDATA. Это сообщение содержит следующие значения
в wParam и lParam (отдельное спасибо s__d за эту информацию):

• wParam содержит ID иконки. Это то же самое значение, что вы поместили в поле uID структуры NOTIFYICONDATA.
• lParam Младшее слово содержит сообщение мыши. Например, если пользователь сделал правый щелчок по иконке, то lParam будет содержать WM_RBUTTONDOWN.

Обычно иконка в system tray показывает всплывающее меню при правом щелчке по ней. Этого можно добиться, если сначала создать само всплывающее меню, а затем вызывать TrackPopupMenu для его отображения. Шаги приведены ниже:

• Создайте всплывающее меню, вызвав CreatePopupMenu. Эта функция создаёт пустое меню, и при успешном создании возвращает его хэндл.
• Добавьте пункты в меню с помощью AppendMenu, InsertMenu или InsertMenuItem.
• Когда вам будет нужно отобразить всплывающее меню на месте курсора мыши, вызовите GetCursorPos, чтобы узнать текущие координаты курсора, а затем вызовите TrackPopupMenu, чтобы вывести меню на экран.
• Когда пользователь щёлкнет на одном из пунктов меню, Windows отправит сообщение WM_COMMAND вашей оконной процедуре, точно так же, как и при работе с обычным меню.

Внимание: остерегайтесь следующих проблем, часто возникающих при работе со всплывающими меню.

• Когда меню отображено на экране, щелчок вне меню не приводит к его немедленному исчезновению. Это происходит потому, что окно, которое будет получать уведомления от меню, ДОЛЖНО быть на переднем плане. Просто вызовите SetForegroundWindow, чтобы исправить эту проблему.
• После вызова SetForegroundWindow вы обнаружите, что в первый раз всплывающее меню сработает нормально, но при последующем появлении оно будет отображаться, а затем тут же исчезать. Как написано в MSDN, это сделано "намеренно". Необходимо переключить задачу на программу, являющуюся владельцем иконки в system tray. Этого можно добиться, отправив любое сообщение окну вашей программы. Но только используйте PostMessage, а не SendMessage!


Пример:

Скопировать данный код в буфер обмена

Анализ:

Программа отобразит на экране обычное окно. По нажатию кнопки "Свернуть" оно свернётся до иконки в system tray По двойному щелчку по иконке программа восстановит своё окно и удалит иконку из system tray. По правому щелчку будет выведено всплывающее меню, из которого можно восстановить программу или выйти из неё.

case WM_CREATE
hPopupMenu = CreatePopupMenu()
AppendMenu _
(hPopupMenu, _
MF_STRING, _
IDM_RESTORE, _
RestoreString)
AppendMenu _
(hPopupMenu, _
MF_STRING, _
IDM_EXIT, _
ExitString)

Когда будет создано главное окно, также создастся всплывающее меню, к которому затем будут добавлены два пункта. Функция AppendMenu имеет следующий синтаксис:

function AppendMenu _
(byval hMenu as HMENU, _
byval uFlags as UINT, _
byval uIDNewItem as UINT_PTR, _
byval lpNewItem as LPCSTR) as BOOL

• hMenu это хэндл меню, к которому вы хотите добавить пункт
• uFlags информирует Windows о добавляемом пункте меню - изображение ли это, строка или отрисовываемый владельцем объект; включен ли он, неопределён или отключен, и т.д. Полный список есть в win32 api reference. В нашем случае мы используем флаг MF_STRING, который означает, что пункт меню - это строка.
• uIDNewItem это ID пункта меню. Это значение определяется пользователем, и используется для обращения к пункту меню.
• lpNewItem хранит содержание пункта меню, в зависимости от значения поля uFlags. Так как мы указали MF_STRING в поле uFlags, то lpNewItem должен содержать указатель на строку для отображения в пункте меню.

После того, как всплывающее меню создано, главное окно будет терпеливо ждать до тех пор, пока пользователь не нажмёт на кнопку "Свернуть".

Когда окно сворачивается, оно получает сообщение WM_SIZE со значением SIZE_MINIMIZED в wParam.

case WM_SIZE
if wParam = SIZE_MINIMIZED then
note.cbSize = sizeof(NOTIFYICONDATA)
note.hwnd = hWnd
note.uID = IDI_TRAY
note.uFlags = NIF_ICON+NIF_MESSAGE+NIF_TIP
note.uCallbackMessage = WM_SHELLNOTIFY
note.hIcon = LoadIcon(NULL,IDI_WINLOGO)
lstrcpy(note.szTip, AppName)
ShowWindow _
(hWnd, _
SW_HIDE)
Shell_NotifyIcon _ '
(NIM_ADD,_
@note)
end if

Мы используем этот момент, чтобы заполнить структуру NOTIFYICONDATA. IDI_TRAY это просто константа, определённая в начале исходного кода. Ей можно задать любое значение. Это не очень важно, так как у нас только одна иконка в system tray. Но если вы захотите поместить туда сразу несколько иконок, то вам потребуется задать уникальный ID для каждой из них. Мы выставляем сразу все флаги в поле uFlags, так как мы указываем иконку (NIF_ICON), мы указываем пользовательское сообщение (NIF_MESSAGE), а также текст всплывающей подсказки (NIF_TIP). WM_SHELLNOTIFY это просто пользовательское сообщение, определённое как WM_USER+5.
Само значение не так важно, пока оно сохраняет свою уникальность. Я использовал логотип Windows в качестве иконки для этой программы, но вы можете использовать и любую другую иконку ;) Просто загрузите её из файла ресурсов вызовом LoadIcon и сохраните возвращаемое значение в поле hIcon. После всего этого поместим в поле szTip текст, который мы хотим видеть в качестве всплывающей подсказки к иконке.

Мы скрываем главное окно, чтобы создать эффект "сворачивания в иконку". Затем мы вызываем Shell_NotifyIcon с сообщением NIM_ADD, чтобы добавить иконку в system tray.

Теперь наше главное окно скрыто, а иконка успешно помещена в system tray. Если вы наведёте на неё курсор, то увидите подсказку с текстом, который вы поместили в поле szTip. Далее, если вы дважды щелкните по иконке, восстановится главное окно, а сама иконка исчезнет.

case WM_SHELLNOTIFY
if wParam = IDI_TRAY then
select case lParam
case WM_RBUTTONDOWN
GetCursorPos _
(@pt)
SetForegroundWindow _
(hWnd)
TrackPopupMenu _
(hPopupMenu, _
TPM_RIGHTALIGN, _
pt.x, _
pt.y, _
NULL, _
hWnd, _
NULL)
PostMessage _
(hWnd, _
WM_NULL, _ ' нулевое
0,0)
case WM_LBUTTONDBLCLK ' если нажали двойной клик левой кнопкой мыши
SendMessage _
(hWnd, _
WM_COMMAND, _
IDM_RESTORE, _
0)

Когда над иконкой происходит событие мыши, ваше окно получает сообщение WM_SHELLNOTIFY, то есть пользовательское сообщение, указанное в поле uCallbackMessage.
Напомню, что по приёму этого сообщения wParam содержит ID иконки, а lParam содержит событие мыши. В вышеприведенном коде сначала проверяется, пришло ли сообщение от интересующей нас иконки. Если да, то тогда мы смотрим на событие мыши. Так как нам нужны только правый щелчок и левый двойной щелчок, то мы обрабатываем лишь сообщения WM_RBUTTONDOWN и WM_LBUTTONDBLCLK.

Если сообщение от мыши это WM_RBUTTONDOWN, мы вызываем GetCursorPos, чтобы узнать текущие координаты курсора мыши. После возврата из функции, структура POINT содержит абсолютные координаты курсора. Под абсолютными координатами я подразумеваю координаты, привязанные ко всему экрану, не берущие во внимание границы окна. Например, если разрешение экрана 640*480, то правый нижний угол это x==639, y==479. Если вы желаете перевести абсолютные координаты в оконные, используйте функцию ScreenToClient.

Однако мы хотим отобразить всплывающее меню в точке, где сейчас расположен курсор мыши, с помощью функции TrackPopupMenu, которой требуются именно абсолютные координаты. Поэтому мы просто используем координаты, полученные от GetCursorPos.

TrackPopupMenu имеет следующий синтаксис:

function TrackPopupMenu _
(byval hMenu as HMENU, _
byval uFlags as UINT, _
byval x as integer, _
byval y as integer, _
byval nReserved as integer, _
byval hWnd as HWND, _
byval prcRect as LPCRECT) as BOOL

• hMenu это хэндл всплывающего меню, которое нужно отобразить.
• uFlags указывает опции отображения. Например, как располагать меню относительно указанных ниже координат, и какая из кнопок мыши используется для отслеживания меню. В нашем примере мы используем флаг TPM_RIGHTALIGN, чтобы разместить меню слева от указанной точки.
• x и y указывают местоположение меню в абсолютных координатах.
• nReserved должно содержать NULL.
• hWnd это хэндл окна, которое будет получать сообщения от меню.
• prcRect это прямоугольная область экрана, щелчки в пределах которой НЕ будут приводить к исчезновению меню. Обычно сюда помещается NULL, чтобы меню исчезало при любом щелчке вне его.

Когда пользователь дважды щелкнет по иконке, мы отправим нашему окну сообщение WM_COMMAND с указанием IDM_RESTORE, чтобы создать иллюзию выбора пользователем пункта "Восстановить" в меню, и таким образом восстановить окно, а также удалить иконку из system tray. Чтобы иметь возможность получать сообщения двойного щелчка, главное окно должно иметь стиль CS_DBLCLKS.

Shell_NotifyIcon _
(NIM_DELETE, _
@note)
select case loword(wParam)
case IDM_RESTORE
ShowWindow _
(hWnd, _
SW_RESTORE)
case IDM_EXIT
DestroyWindow _
(hWnd)

Когда пользователь выберет пункт "Восстановить" в меню, мы удаляем иконку повторным вызовом Shell_NotifyIcon, только на этот раз указывая NIM_DELETE в качестве сообщения. Затем мы возвращаем первозданный вид главному окну. Если пользователь выберет пункт "Закрыть", мы тоже удаляем иконку из system tray и уничтожаем главное окно вызовом DestroyWindow.

[C] Iczelion, пер. WD-40.

 

 

Прокомментировать

Ваше имя:  

Ваш e-mail:  

Сообщение:



Введите код: 

 

 

   Спасибо можно сказать, посетив любую ссылку:

 

 

© 2010-2012

DEPOzit (Попов Денис Владимирович)

WebMoney кошелёк: WMID#302963000004

ICQ:279786014 или R549103331586   Z116647355686